Статья "Готовы ли вы отдать ребенка в школу" 30.04.2019

Куклина Д.А., учитель-логопед

Эта заметка посвящается ленивым родителям. Да-да, именно ленивым! Тем ленивым, которым «лень» было греть молочную смесь – и они продолжали грудное вскармливание до года. Тем ленивым, которым было «лень» сооружать горы подушек, манежи и т.п, а они просто пускали свое чадо на пол, где чадушко училось переворачиваться, ползать безо всяких на то препятствий. Тем ленивым, которым было «лень» одевать и кормить с ложки своих детей. И их детям пришлось самостоятельно обучиться этим навыкам, а заодно и удовлетворить свои потребности в исследованиях глубины тарелки с кашей (и что будет, если туда погрузить две руки сразу), одевания кофт на ноги (ведь так ходить интереснее) и тому подобных...

Чтобы читать статью целиком, нажмите на заголовок.

Лучше всего запоминаются истории из собственного опыта (нежели сухая теория). Так вот, я – тот самый ленивый родитель, в планы которого не входило ежевечернее деланье уроков с чадом, стоя у него над душой и понукая, одевание и раздевание в фойе школы и тотальный контроль за выполнением школьных обязанностей. Поэтому я ждала… Ждала, когда мой ребенок подрастет и достигнет того уровня произвольности, который необходим для обучения в школе. Спросите какой? Такой, чтобы заниматься не всегда интересным делом (школа – это не всегда интересно), чтобы усаживаться дома за уроки практически без нашей взрослой помощи. Свою дочь я могла отдать в 6.5 лет или в 7.5 лет, она подкинула нам такой подарок, родившись в феврале. С 6.5 лет все мне твердили: «Отдавай ее в школу, она все знает, она уже читает!» Я хитро улыбалась и говорила: «Пусть еще годик поиграет, она же ребенок». Просто та самая коварная произвольность формируется не в выкладывании мозаики бисером (что оооочень полезно), а в игре и только в игре! Это я еще с института запомнила. Играя в игры с правилами и сюжетами, где надо взять на себя роль и четко ей следовать, ребенок учится подчиняться не своим сиюминутным порывам, а правилам, учится делать над собой усилие. Учится ждать свою очередь (бросить кубик, сказать свою реплику, сделать действие). Кроме того, именно в старшем дошкольном возрасте дети учатся взаимодействовать в коллективе, развивают свой эмоциональный интеллект, оттачивают навыки коммуникации.

Итак, в школу мы пошли в полных семь лет. Скучно там не было. Хотя иногда ее раздражали одноклассники, которые чего- то не понимают, а она поняла это быстрее их. Не скажу, что я совсем ничего не делала. Я ее приучала к новому режиму, обучала азам тайм-менеджмента, что раньше звалось просто режимом дня или расписанием своих занятий, умением четко для себя все определить и выполнять. Я проверяла, как она собрала портфель (именно проверяла, а не делала это за нее), помогала подготовить одежду для следующего дня. Еще я давала ей возможность отдохнуть днем после уроков, этот подарок был подкинут моим вторым декретом. Отдых (сон или простое валяние на кровати без гаджетов!) необходим, т.к. переход в школу – это стресс, даже если ребенок туда очень хотел. Но с этим пунктом действуем по обстоятельствам, которые у всех свои и разные. Так продлилось примерно полгода, а дальше я тихо отошла в сторону. Со второго класса я начала учить ее пользоваться разными источниками поиска информации, а также умению вычленять главное. Чуть позже мы освоили Word. Эту работу я проводила, т.к. в мои планы не входило сидеть ночами и делать за нее многочисленные проекты и презентации.

Самой главной похвалой для меня стала фраза нашей классной руководительницы в 6 классе о том, что моя дочь учится СОЗНАТЕЛЬНО!

Теперь немного из теории. Различают три вида мышления: наглядно – действенное (развивается активно примерно до 3 лет), наглядно-образное (примерно до 7 лет) и вербально-логическое (формируется постепенно, пользуемся, сколько сможем). Первый вид мышления ребенок осваивает, когда разбирает пирамидки и матрешки, кидает мячики, катает машинки, раскладывает карточки. Причем делает это многократно, одно и то же. Ребенок мыслит через действие. И эти действия – основа разных операций мышления. Собрать-разобрать – значит почувствовать руками, что значит анализ и синтез (на уровне слов ребенок это поймет позже, а пока – только действие). Образное мышление включится к детскому саду. Тогда с опорой на образ (например, яблоко) – ребенок может о предмете рассуждать (например, сравнивать по цвету и размеру с другим яблоком или другими предметами). Но ребенок еще не может все удерживать в голове, поэтому и нужен образ, схема, картинка – все в помощь. В школе же практически все обучение построено с опорой на вербально-логическое мышление. Надо многое уметь держать в голове (факты, аргументы, конструкции фраз), чтобы грамотно отвечать и понимать объяснения других. К этому мозг должен быть готов. Он должен созреть. В психологии и педагогике знают, что малыши пользуются наглядно – действенным мышлением, потом у них развивается способность к наглядно - образному. Вербально – логический вид этого самого мышления формируется примерно к 12 годам (именно поэтому в начальной школе так много наглядности). А в старшем дошкольном возрасте мы можем говорить только лишь о его предпосылках, которые начинают развиваться около 7 лет. И если ребенок не очень готов к обучению (а мы говорим о созревании мозговых структур и о произвольности), то ему будет очень сложно. Он будет просто не в состоянии полноценно выдерживать школьную нагрузку (много уроков, много информации), справляться со всеми «неинтересными делами» (а ведь дома придется еще и заниматься), спокойно сидеть на уроках и не отрываться потом на переменах и дома…

Так что подумайте, хотите ли вы учиться заново в школе за своего ребенка (если он не будет психо-физиологически к ней готов, а вам так хочется пораньше его отдать, потому что «он все умеет») или вам «лень»?

Ну и напоследок. Про лень я, конечно, немного приукрасила! Потому, как при ползаньи по полу полы приходится мыть чаще, а при самостоятельном принятии пищи их приходится мыть еще чаще, а одеваются дети крайне медленно. Но! Самостоятельность ведет к ответственности, а это бесценно!!! Успеха вам и вашим деткам!